Новости КМГ

03.08.2018

Качество на уровне – к вопросу об отечественных ГСМ

Казахстанское топливо, продолжая оставаться одним из самых недорогих в мире, полностью отвечает требованиям стандартов по качеству и безопасности экологического класса К4-К5, подчеркнул первый заместитель генерального директора – заместитель по коммерческим вопросам ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» Тулемис Шотанов в эксклюзивном интервью на Forbes.kz

Тулемис Садыкович, до недавнего времени, да и сейчас на некоторых казахстанских АЗС цена за литр импортного топлива превышает стоимость отечественного. Можно ли сказать, что мнение, будто зарубежные марки топлива качественнее отечественных аналогов, ошибочно?

- Я считаю, что выбор всегда остается за потребителем, это его неотъемлемое и неоспоримое право. Но объективно сегодня качество казахстанского топлива ничем не уступает импортному. Почему? Потому что в стране с этого года производится топливо экологических классов К4-К5, которые по сути соответствуют стандартам «Евро-4» и «Евро-5». То есть качество нашего топлива, что называется, на уровне.

Модернизация отечественных нефтеперерабатывающих заводов завершается, в августе Шымкентский НПЗ запустит на полную мощность установку каталитического крекинга, что позволит не только полностью обеспечить внутренний рынок качественным топливом, но и в перспективе экспортировать его в страны Центральной Азии.

Что касается стоимости, то, например, по данным Globalpetrolprices.com, отечественное топливо входит в десятку самых недорогих в мире, вытеснив ту же Саудовскую Аравию, Катар и Эмираты. При этом, скажем, российские цены находятся на 18 позиций и на 20 центов выше казахстанских и составляют в среднем 72 цента за литр.  

И потому выбор, о котором я говорил, – это дело личных предпочтений каждого автовладельца. Но, как говорилось в известной рекламе, зачем платить больше?

Вы начали говорить о завершении модернизации, которая переводит рынок на топливо экологического класса К4-К5. Что это значит для автолюбителей?

- Давайте начнём с главного. Экологический класс топлива в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза устанавливает более жёсткие требования по безопасности для окружающей среды. И чем он выше, тем меньше вредных выбросов. Например, в топливе класса К2, которое производилось в нашей стране до этого года, содержание серы допускалось на уровне до 500 мг/кг, а для класса К5 максимальная доля серы составляет не более 10 мг/кг. То есть требования к топливу экологического класса К5 предусматривают, что содержание серы в его составе в 50 раз (!) меньше, чем в топливе К2.

Для автолюбителей напомню, что при сгорании топлива происходит окисление серы, образуются серная и сернистая кислоты. Эти кислоты негативно влияют на работу силового агрегата двигателя. Современные двигатели имеют алюминиевый блок цилиндров, который прихотлив к подобному воздействию. В итоге ресурс двигателя снижается. Кроме этого, быстро выходят из строя катализаторы и выпускные системы, что требует впоследствии дополнительных затрат.

Но ведь это не все различия между классами топлива?

- Вы совершенно правы. В топливе К4 и К5 по сравнению с К2 в пять раз снизилась доля бензола – с 5% до 1%.

Бензол очень токсичен, и уменьшение его доли в бензине (не более 1%) является единственным, но очень существенным ограничением по компонентному составу автобензинов. В результате при использовании топлива класса К5 уменьшается и образование нагара в камерах сгорания и на клапанах двигателя.

А ещё производство и использование бензина класса К5 исключает использование вредной высокотоксичной присадки монометиланилина (ММА).

ММА относится к числу крайне вредных для окружающей среды веществ. Как кровяной и нервный яд, он вызывает отравление при вдыхании паров или всасывание даже через неповрежденную кожу. Вещество не летуче, соответственно, после выхлопной трубы пары стелются над землей на уровне 40-60 см. Кроме того, при высоких дозировках ММА увеличивает склонность топлива к образованию отложений во впускной системе двигателя.

В топливе класса К5 присадка ММА заменена на более безопасный компонент.

Отмечу особо, что названные различия касаются всех видов топлива, выпускаемых на НПЗ и реализуемых на казахстанских автозаправочных станциях.

Кстати, а как автолюбитель может узнать экологический класс топлива, реализуемый на АЗС?

- В первую очередь в кассовых чеках, выдаваемых на станции. Кроме того, вся информация о классах реализуемого топлива в обязательном порядке содержится в паспортах качества, а также в материалах на информационных стендах АЗС.

Давайте вернёмся к качеству топлива. С заводским все понятно. Но каким образом сохранить его до бака автолюбителя?

- Здесь я могу говорить только о сети АЗС «КазМунайГаз». Во всей сети АЗС под брендом национальной компании действует многоуровневая система сквозного контроля качества – от НПЗ до заправочных «пистолетов», которая позволяет сохранять качество топлива на уровне заводского.

В частности, на объектах хранения и реализации сети АЗС «КазМунайГаз» в Астане, Алматы и Атырау действуют аккредитованные лаборатории испытательного центра компании. Их оснащение представляет собой единую систему технического контроля, которая позволяет отслеживать все качественные параметры нефтепродуктов на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза и нормативной документации на продукцию. Отмечу, что таких параметров для бензина установлено 16, а для дизельного топлива – 18.

Можно подробнее? Как часто проверяется качество топлива?

- В сети АЗС «КазМунайГаз» топливо проверяется сразу при поступлении на нефтебазу. Второй раз его проверяют через два часа после налива в резервуар. Во время хранения в резервуарах пробы топлива отправляются в лаборатории каждый месяц, чтобы даже гипотетический риск снижения качества был полностью исключен. Еще две проверки топливо проходит перед транспортировкой на АЗС и сразу при поступлении на конкретную заправочную станцию. При этом проверки самих АЗС проводятся ежемесячно. Всего же в год лаборатории проводят более 200 тыс. испытаний топлива.

А если у автолюбителя всё-таки возникли сомнения?

- Если у клиента АЗС «КазМунайГаз» появились сомнения, он может принять участие в комиссионном отборе проб нефтепродуктов из резервуаров станции. Вся подробная информация о дальнейших действиях имеется в памятке на сайте компании.

При этом хочу подчеркнуть, что жалобы на качество топлива на АЗС «КазМунайГаз» принимаются только в случае, если у потребителя есть документ, подтверждающий факт заправки (фискальный чек). Если чека нет, потребитель должен доказать факт заправки топливом на АЗС «КазМунайГаз».

У нас работает сall-center (9911 или 8 (800) 080-22-22), куда также можно обратиться с жалобами. Эти обращения находятся на контроле специалистов, и по ним ведётся отдельная работа.