Этика и добросовестность
Ценности, принципы, стандарты и нормы поведения
Обеспечение высокого уровня корпоративной ответственности является важнейшим принципом работы Компании. Корпоративная ответственность предполагает прозрачное и этичное поведение, которое вносит вклад в устойчивое развитие и согласуется с законодательством и международными нормами поведения. Деятельность Компании в этой области носит системный характер, в связи с чем, в целях соответствия стандартам этичного поведения и добросовестного ведения бизнеса в КМГ проведена работа по обновлению существующего документа по вопросам этики – утвержден Кодекс деловой этики в новой редакции.
Согласно утвержденному Кодексу, деятельность КМГ основана на следующих корпоративных ценностях:
- Справедливость
- Лояльность
- Развитие
- Безопасность
- Ответственность
Так как в основе деловых взаимоотношений КМГ с акционерами, работниками, дочерними и зависимыми организациями, государственными органами, партнерами, иными заинтересованными лицами, как при принятии деловых решений, так и в повседневных ситуациях лежит гармоничное сочетание интересов, взаимное уважение, доверие, ответственность и соблюдение прав и обязанностей каждой из сторон, Компания неукоснительно следует положениям настоящего Кодекса.
Кодекс является открытым документом и свободно распространяется среди деловых партнеров КМГ и любых других заинтересованных лиц. Он также размещен на сайте Компании в разделе «Корпоративные документы».
Механизмы обращения за консультациями о неэтичном поведении
В целях профилактики соблюдения прав работников организованы конфиденциальные и доступные средства информирования в режиме реального времени обо всех фактах противоправных действий как со стороны работников, так и третьих лиц.
Любой работник Группы компаний или иное лицо в случае появления сомнений в правомерности действий других работников, контрагентов или иных лиц, которые взаимодействуют с КМГ и его ДЗО, может сообщить об этом руководству, своему непосредственному руководителю и в Службу комплаенс.
Данные сообщения могут быть переданы по следующим каналам и средствами связи, обеспечивающим конфиденциальность:
- на информационную систему доверия КМГ по электронной почте doverie@kmg.kz, или по телефону доверия 8-(7172)-78-65-65;
- Омбудсмену (по вопросам деловой этики, дискриминации, трудовых споров и иных трудовых вопросов и прочее) на электронную почту ombudsman@kmg.kz, или по телефону 8-(7172)-78-65-60, 78-65-61;
- в Службу комплаенс (в случае возникновения подозрений или имеющейся информации о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения) посредством единой централизованной «Горячей линии», администрируемой АО «Самрук-Қазына», которая обслуживается независимым оператором, компанией KPMG:
- бесплатный звонок по телефону: 8 (800) 080 47 47;
- WhatsApp: 8 (771) 191 88 16;
- посредством интернет-портала: mail@sk-hotline.kz;
- посредством интернет-портала: www.sk-hotline.kz
Контакты «Горячей линии» размещены на корпоративном сайте КМГ на государственном, русском и английском языках. Аналогичные сведения имеются на сайтах ДЗО.
Все сообщения, в том числе анонимные, принимаются и обрабатываются операторами, далее передаются в Службу комплаенс КМГ, которая обеспечивает их профессиональное и конфиденциальное рассмотрение. На ежеквартальной основе Служба комплаенс доводит информацию о результатах рассмотрения поступивших обращений Комитету по аудиту и Совету директоров КМГ. За 2021 год на «Горячую линию» поступило 76 жалоб и обращений, по сравнению с 2020 годом снижение количества обращений составило 36 %, что связано со сменой оператора «Горячей линии», выводом некоторых ДЗО из состава КМГ, исключением принятия нерелевантных обращений оператором «Горячей линии».
Горячая линия
Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения, в том числе о фактах коррупции, дискриминации, неэтичного поведения и иных нарушениях
Мы гарантируем
- Конфиденциальность и анонимность
- Рассмотрение 100% обращений
Горячая линия: 8 800 080 47 47
Номер WhatsApp: 8 771 191 88 16
Интернет-портал: www.sk-hotline.kz
Электронная почта:mail@sk-hotline.kz
Горячая линия обслуживается независимым оператором, компанией KPMG
Горячая линия "Нысана"
Телефон: 8 800 080 30 30
Номер WhatssApp: 8 702 075 30 30
Интернет-портал: nysana.cscc.kz
Электронная почта:nysana@cscc.kz
Колл-центр «Нысана» принимает бесплатные звонки по всем социально-трудовым нарушениям 24/7.
Благодаря обращениям, поступившим на «Горячую линию», удалось урегулировать и вопросы, не связанные напрямую с противодействием коррупции и мошенничеству. Так, например, на «Горячую линию поступали обращения, связанные с нарушением делового поведения, злоупотреблением должностными полномочиями. Все поступившие обращения были рассмотрены в установленном порядке и сроки, с принятием соответствующих мер, снижающих вероятность повторения аналогичных ситуаций в будущем и уведомлением заявителей о результатах рассмотрения.
Без доверия нет успеха
Неукоснительное и всеобъемлющее соблюдение и защита прав человека являются фундаментальным принципом деятельности АО НК «КазМунайГаз», основанном на доверии, честности и прозрачности. При этом действия этих норм распространяются не только на работников, но и на отношения с партнерами, поставщиками, подрядчиками и иными заинтересованными лицами.
Нормативно-правовая база защиты прав работника Компании отражена в Политике конфиденциального информирования КМГ, утвержденной решением Совета директоров 13.02.2020 года, протокол № 1/2020, (далее – Политика) и Регламенте экономической безопасности КМГ, утвержденный решением Правления КМГ 30.07.2020 года, протокол № 31, (далее – Регламент).
В соответствии с данными документами, в целях повышения эффективности профилактики и предупреждения правонарушений, совершенствования взаимодействия и обеспечения обратной связи с работниками Компании и третьими сторонами (юридическими и физическими лицами), а также для защиты законных прав и интересов в КМГ и ДЗО действуют доступные, круглосуточные (режим 24/7), обеспечивающие конфиденциальность каналы и средства связи: «Горячая линия», телефон и электронная почта «Доверие».
Порядок приема, регистрации и рассмотрения обращений о нарушениях законодательства Республики Казахстан и внутренних нормативных документов Компании также регламентирован Рабочей инструкцией по организации работы Информационной системы доверия КМГ, утвержденной приказом Председателя КМГ от 18.04.2018 года № 129 (далее – ИСД).
Аналогичные документы утверждены ДЗО.
При этом указанные инструменты способствуют повышению открытости Компании, доступности подачи обращений, эффективности и качества их рассмотрения, выявления и устранения причин, создающих условия для коррупции, нарушений прав и законных интересов работников и третьих лиц.
Благодаря обращениям удается разрешать и вопросы, не только связанные с противодействием коррупции и мошенничеству, но и с нарушением делового поведения, злоупотреблением должностными полномочиями, а также социальной и общей направленности и др.
В 2021 году по линии ИСД Группы компаний КМГ поступило 6518 заявлений и обращений (в 2020 – 210, в 2019 – 185), Полученные обращения связаны с вопросами о трудовых правах работников, уровне заработной платы, условиях безопасности труда, о нарушениях при проведении тендеров и иных процедур закупок, о превышении должностных полномочий и неэтичном поведении руководителей предприятий.
18 Информация без данных КТГ
Алиаскаров Турысбек Жунусбаевич, директор департамента корпоративной безопасности КМГ:
«Важными и основополагающими принципами деятельности нашей Компании являются: доверие, честность и прозрачность, которые достигаются наличием эффективных инструментов, дающих возможность работникам и другим заинтересованным лицам беспрепятственно обратиться по любым фактам нарушений законности, защиты своих прав и интересов. При этом получить необходимую помощь и поддержку».
Обращения поступают посредством электронной почты, телефонной связи, а также в виде почтовых отправлений.
По всем обращениям, полученным из разных каналов связи, налажен учет и проводится глубокий анализ.
Заявления и обращения, в том числе анонимные, рассматриваются в установленном порядке и сроки, с принятием мер и последующим уведомлением заявителей.
Учитывая свою эффективность, работа по развитию «Горячей линии», телефона и электронной почты доверия будет продолжена.
В 2021 году, как и в предыдущие годы, не поступало жалоб касательно фактов дискриминации по национальным, половым признакам, религиозным убеждениям и политическим взглядам. Не зафиксировано фактов использования принудительного и обязательного труда, а также судебных разбирательств и уголовных преследований, связанных с такими нарушениями.
В Группе компаний КМГ подразделения корпоративной безопасности проводят комплексную работу по обеспечению соблюдения прав работников и иных лиц. При этом строго руководствуются законодательством Республики Казахстан и международными нормативными актами, а также общими корпоративными и внутренними документами Фонда, КМГ и ДЗО.
В 2021 году обучение по вопросам соблюдения политик и процедур обеспечения прав прошли 5,1% работников подразделений корпоративной безопасности Группы компании (в 2020 г. – 7,5%).
В целом руководство КМГ и ДЗО уделяет серьезное внимание вопросам соблюдения прав человека, на постоянной проводит работу по совершенствованию данного направления деятельности.
Противодействие коррупции
АО НК «КазМунайГаз» (далее – Компания) строит свой бизнес на принципах законности, добросовестности и этичности. Компания строго соблюдает права человека, предпринимает все возможные действия для предотвращения коррупции, заботится о безупречной репутации и стремится к внедрению высоких международных стандартов в области этики.
В КМГ функционирует Служба комплаенс (далее – Служба). В зону ответственности Службы входит исключение имеющихся рисков, связанных с возможностью совершения работниками коррупционных правонарушений в рамках трудовой деятельности. Оставаясь самостоятельным направлением деятельности Компании, Служба интегрирована со всеми бизнес-подразделениями Компании.
В целях соответствия стандартам этичного поведения и добросовестного ведения бизнеса в КМГ проведена работа по обновлению существующих и разработке новых внутренних документов по вопросам комплаенс. В 2021 году внесены поправки в Политику в области противодействия коррупции и Политику конфиденциального информирования. Изменения касались поправок в законодательство Республики Казахстан в части запрета на получение подарков, совместную работу близких родственников, а также смены оператора «Горячей линии». Дополнительно, утверждена Политика по проверке благонадежности контрагентов Группы компаний КМГ. Аналогичная политика утверждена в 35 ДЗО Компании.
Следуя лучшей мировой практике корпоративного управления, Компания на постоянной основе стремится улучшать существующие корпоративные стандарты. Так, были утверждены Правила внутреннего контроля АО НК «КазМунайГаз» для разграничения прав доступа к инсайдерской информации и недопущения возможности неправомерного использования такой информации инсайдерами.
Относительно проводимой работы с ДЗО, Компания стремится ускорить процессы интеграции предприятий в корпоративную культуру, внедряя функции на местах и формируя комплаенс-программы с учетом специфики предприятия. Так, проведены оценки комплаенс-рисков в 14 предприятиях (КМГ, Озенмунаймаз, Эмбамунайгаз, Павлодарский нефтехимический завод, Атырауский нефтеперерабатывающий завод, КазТрансОйл, Казмортрансфлот, КМГ-Инжиниринг, ОзенМунайСервис, Oil Service Company, KLPE, KPI, Казахойл Актобе, КМГ – Кумколь). По итогам анализа и оценки рисков сформированы мероприятия по минимизации рисков. Дополнительно было проведено тестирование бухгалтерских операций; анализ родственных связей; мониторинг исполнения ЗРК «О противодействии коррупции» и политик в области комплаенс.
В рамках создания эффективной системы управления конфликтами интересов, а также определения требований к поведению работников, соблюдение которых позволяет минимизировать риски принятия решений под влиянием личных интересов и связей, с 2020 года в Компании проводится всеобщее декларирование конфликтов интересов по всем работникам Группы компаний КМГ.
Поддерживая цель государства по созданию системы эффективного контроля доходов и имущества физических лиц для борьбы с теневой экономикой и коррупционными проявлениями, в 2021 году была внедрена процедура всеобщего налогового декларирования. В рамках первого этапа всеобщего налогового декларирования налоговые декларации предоставлены 303 работниками КМГ и его ДЗО.
В рамках популяризации «Горячей линии» проведены совместно с АО «Самрук-Қазына» встречи с представителями акимата Мангистауской области и подрядными организациями в г. Актау. Проведены встречи по вопросам комплаенс с административно-управленческими персоналом АО «Мангистаумунайгаз», АО «Каражанбасмунай», ТОО «Oil Services Company», ТОО «Исатай Оперейтинг».
В целях внедрения лучшей мировой практики в области комплаенс, для комплаенс-офицеров ДЗО организована воркшоп-сессия с участием Тенгизшевройл.
Приверженность высоким этическим нормам является основой надлежащего корпоративного управления и гарантом в отстаивании и обеспечении приоритета интересов Компании личным. В рамках продвижения высоких этических стандартов ведения бизнеса и непринятия коррупции в любом ее проявлении в 2021 году проведено трехдневное онлайн-обучение для работников КМГ по вопросам комплаенс-контроля.
В целях повышения эффективности деятельности Службы комплаенс КМГ и его ДЗО, а также усилению контролей Компании и противодействия коррупции и мошенничеству, в 2021 году было проведено обучение для комплаенс-специалистов Группы компаний КМГ по следующим направлениям:
- проверка благонадежности контрагентов;
- выявление и управление конфликтом интересов;
- проведение интервью;
- проверка работников Компании;
- планирование и проведение расследований;
- подготовка отчета по результатам проведения расследований.
Данное обучение проводилось с участием экспертов в области форензик от международной аудиторской организации.
Служба комплаенс поддерживает развитие профессиональных компетенций и повышение квалификации комплаенс- специалистов Группы компаний КМГ. На сегодняшний день в командах комплаенс имеются специалисты с наличием профильных международных престижных сертификатов от Association of Certified Fraud Examiners (ACFE) и International Compliance Association (ICA) и их число постоянно растет.
В 2022 году Компания продолжит работу по дальнейшему совершенствованию комплаенс-системы. Основные направления работы будут включать в себя:
- проверка контрагентов с учетом риск-ориентированного подхода;
- развитие комплаенс-системы на предприятиях;
- автоматизация комплаенс-процедуры по декларированию конфликта интересов на базе собственных IТ решений;
- разработка обучающих и коммуникационных материалов по комплаенс-программе.