В целях стандартизации ведения налогового учета в компаниях Группы КМГ, КМГ разработана и внедрена Корпоративная Налоговая учетная политика (далее – Корпоративная НУП).
Корпоративная НУП разработана в соответствии с требованиями налогового законодательства РК во взаимосвязи с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года № 234-III ЗРК, иными законодательными актами РК и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, а также внутренними документами, регулирующими деятельность КМГ/ дочерней организации. Положения Корпоративной НУП являются коммерческой и налоговой тайной Группы компаний КМГ.
При наличии противоречий между положениями Корпоративной НУП и нормами налогового законодательства РК либо международных договоров, ратифицированных РК, применяются нормы налогового законодательства либо соответствующего международного договора.
Корпоративной НУП руководствуются КМГ и все его дочерние организации, кроме дочерних организаций:
- осуществляющих операции по недропользованию в рамках соглашения о разделе продукции, в котором предусмотрен особый стабильный режим налогообложения;
- в которых КМГ владеет менее 50 % пакетами контрольных акций (доли участия);
- зарегистрированных за пределами РК, а также филиалов КМГ и филиалов его дочерних организаций, зарегистрированных за пределами РК.
Целью Корпоративной НУП является достижение единообразия налогового учета для формирования в отчетности максимально полной, объективной и достоверной информации с учетом организационных и отраслевых особенностей КМГ и его дочерних организаций.
Задачей Корпоративной НУП является отражение специфики ведения налогового учета Группы компаний КМГ в случаях, когда налоговое законодательство:
- содержит нормы, требующие или позволяющие делать выбор из нескольких вариантов либо методов, предусмотренных Налоговым кодексом РК;
- устанавливает только общие нормы и не обеспечивает определенности и конкретики в способах ведения налогового учета, порядка определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;
- требует отражения в НУП отдельных условий и положений.
Корпоративная НУП основывается на следующих принципах Налогового кодекса РК:
- принцип обязательности налогообложения – КМГ и его дочерние организации обязаны своевременно и правильно исчислить, удержать и уплатить налоги в полном объеме в бюджет Республики Казахстан;
- принцип справедливости налогообложения – операции КМГ и его дочерних организаций не могут быть подвергнуты двойному налогообложению одним и тем же видом налога и платежа по одному и тому же объекту обложения в один и тот же период;
- принцип добросовестности КМГ и его дочерних организаций – не допускается извлечение выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговой экономии и уменьшения налоговых платежей.
На основе Корпоративной НУП КМГ, как и все дочерние компании КМГ, разработана и внедрена Налоговая учетная политика КМГ (далее – НУП КМГ).
Утверждение Корпоративной НУП и НУП КМГ, а также изменений и дополнений к ним относится к компетенции Правления КМГ.
Изменения и дополнения в Корпоративную НУП и НУП КМГ вносятся в следующих случаях:
- изменение норм Налогового кодекса РК, затрагивающее порядок налогового учета, установленный положениями Корпоративной НУП;
- изменения норм Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года № 234-III ЗРК или МСФО, затрагивающие порядок налогового учета, установленный положениями Корпоративной НУП;
- принятые решения КМГ/дочерней организацией изменяют методы и принципы ведения бухгалтерского учета Группы компаний КМГ, оказывающие влияние на порядок ведения налогового учета, определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением;
- принятые решения КМГ/ дочерней организацией приводят к изменению порядка и принципов ведения раздельного налогового учета Группы компаний КМГ и иных положений, в отношении которых Налоговый кодекс РК содержит диспозитивные нормы.
В остальных случаях изменения в Корпоративную НУП и НУП КМГ вносятся по мере необходимости, но не чаще 2 (двух) раз в год.
В своем подходе к налогообложению КМГ при налоговом планировании учитывает особенности коммерческой деятельности КМГ и социальные воздействия такого подхода, которые полностью согласуются со Стратегией развития КМГ на 2022–2031 годы.
Стратегические цели КМГ на 2022–2031 годы |
Связь подхода к налогообложению со стратегическими целями |
Достаточная ресурсная база для обеспечения роста КМГ |
Фискальное стимулирование со стороны государственных органов |
Повышение эффективности цепочки стоимости КМГ |
Проведение переговоров с государством о дальнейшей оптимизации налогового бремени по зрелым месторождениям в целях увеличения добычи на таких месторождениях |
Диверсификация бизнеса и расширение портфеля продуктов |
Изменения в налоговой среде и возможность получения/продления налоговых льгот и преференций |
Устойчивое развитие и поступательное снижение углеродоемкости производства |
Урегулирование порядка налогообложения путем получения разъяснений налоговых органов и при необходимости внесения изменений в налоговое законодательство |
Более подробно о налогах Компании (207-4) изложено в Отчете по выплатам в пользу государства за 2022 год: https://www.kmg.kz/ru/investors/reporting/
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
Комитетом государственных доходов Министерства финансов РК (далее – КГД) в настоящее время реализуется пилотный проект по внедрению горизонтального мониторинга налогоплательщиков. Основные преимущества проведения пилотного проекта: снижение количества мероприятий налогового контроля, упрощенный порядок возврата НДС, совершенствование систем внутреннего контроля, формирование единого ИТ-пространства между налогоплательщиками и КГД и др. АО «Эмбамунайгаз» и АО «Казтрансойл» включены в перечень предприятий, участвующих в пилотном проекте. В настоящее время АО «Эмбамунайгаз» и АО «Казтрансойл» предоставили доступ КГД к своим учетным системам для изучения бизнес-процессов, а также изучения исторических данных. Все мероприятия КГД проводятся в соответствии с утвержденными Дорожными картами к Соглашению о взаимодействии. Около 25 стран мира успешно применяют концепцию горизонтального мониторинга, основанную на принципах доверия, прозрачности и взаимовыгодного сотрудничества.

Налоговое администрирование и контроль, управление рисками
Подход по управлению рисками, в т.ч. налоговыми, устанавливается корпоративной системой управления рисками (КСУР).
Более подробно о процессе управления рисками – в разделе «Управление ESG-рисками».
Более подробно о механизме подачи жалоб – в разделе «Механизмы обращения за консультациями о неэтичном поведении».
Информация о налоговой отчетности представлена: https://www.kmg.kz/ru/investors/
Взаимодействие с заинтересованными сторонами и управление проблемами, связанными с налогами
КМГ включен в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу в соответствии с налоговым законодательством.
В КМГ на постоянной основе проводится работа по анализу проблемных вопросов применения налогового законодательства, возникающих в компаниях Группы КМГ, с последующей выработкой предложений по внесению изменений в законодательные акты, а также инициируются внесения изменений в законодательство РК с целью создания благоприятных условий налогообложения деятельности компаний Группы КМГ, системного совершенствования налогового законодательства, таможенного законодательства Таможенного союза и РК, законодательства РК о трансфертном ценообразовании, а также повышения операционной эффективности и увеличения стоимости КМГ в целом.
Отношения и взаимодействия с государственными органами выстраиваются в рамках норм Налогового кодекса РК, посредством деловой переписки в целях определения правильности налоговой политики, участия во встречах, обсуждениях, организуемых как государственными органами, так и акционером, отраслевыми ассоциациями.
Защита интересов Группы компаний КМГ посредством совершенствования законодательства включает:
- выработку предложений (в т.ч. обоснований, презентаций и расчетов) по совершенствованию законодательства в части налогообложения;
- рассмотрение и представление заключений к проектам нормативных правовых актов, разработанных соответствующими государственными органами в части исполнения налогового законодательства и законодательства о недрах и недропользовании;
- сопровождение законодательных инициатив Группы компаний КМГ путем непосредственного участия в работе консультативно-совещательных органов, действующих при отраслевых ассоциациях (Ассоциация налогоплательщиков Казахстана (АНК), Ассоциация KAZENERGY, Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» (НПП)), в рабочих группах с участием уполномоченных государственных органов Республики Казахстан и Парламента РК.