ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2023

низкоуглеродное развитие

Принцип 7. Деловые круги должны поддерживать подход к экологическим вопросам, основанный на принципе предосторожности.

Принцип 8. Деловые круги должны предпринимать инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды.

Принцип 9. Деловые круги должны содействовать развитию и распространению экологически безопасных технологий.

Низкоуглеродная политика в Компании

Стратегия достижения углеродной нейтральности Казахстана к 2060 году

Казахстан объявил о новой цели – достижение углеродной нейтральности к 2060 году, подтвердив свои обязательства по Парижскому соглашению о предотвращении роста глобальной температуры более чем на 1,5–2 0C. В феврале 2023 года была принята Стратегия достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года.

Основной целью Стратегии является достижение устойчивого развития экономики Казахстана к изменению климата и углеродной нейтральности к 2060 году. В качестве среднесрочной цели ожидается сокращение выбросов парниковых газов к 2030 году на 15 % относительно уровня 1990 года и на 25 % при условии получения международной поддержки на декарбонизацию экономики.

Данная Стратегия устанавливает амбициозные цели по нулевым выбросам углерода для борьбы с изменением климата и определяет основные технологические преобразования, необходимые для декарбонизации страны.

Для достижения данных преобразований Казахстану потребуется определить и реализовать эффективные и целенаправленные меры политики и программы в масштабах всей экономики страны.

Обновление Программы низкоуглеродного развития до 2060 года

В соответствии с новым Планом мероприятий по улучшению ESG-риск-рейтинга КМГ, утвержденного 5 октября 2023 года Советом директоров КМГ, Компании необходимо разработать Программу низкоуглеродного развития до 2060 года для приведения ее в соответствие со Стратегией достижения углеродной нейтральности до 2060 года, утвержденной Правительством Республики Казахстан в 2023 году.

В новой программе, согласно международными стандартам, будут установлены кратко-, средне- и долгосрочные целевые показатели по сокращению выбросов парниковых газов, охватывающих все Scope (1, 2 и 3) и соответствующих Парижскому соглашению. Вторым шагом будет измерение и установление целевых показателей по сокращению выбросов метана Компании. Кроме того, будут установлены цели по развитию ВИЭ, повышению энергоэффективности и зеленым инвестициям и др.

Основными направлениями ПНУР до 2060 года для КМГ будут определены вопросы энергоэффективности и энергосбережения, развития ВИЭ, внедрения метанового менеджмента, производства низкоуглеродных товаров с повышенной добавочной стоимостью, реализации офсетных проектов, углеродного регулирования, финансирования и зеленых инвестиций.

Разработка бенчмарков для светлых нефтепродуктов

В соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан распределение углеродных квот рассчитывается путем применения бенчмарков, утвержденных Приказом и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 19 июля 2021 года № 260. Действующий бенчмарк по нефтепродуктам разработан на данных, которые учитывают по большей части темные нефтепродукты. При этом производство светлых нефтепродуктов является технологически более сложным процессом, с большим количеством этапов очистки продукции и, как следствие, более энерго- и углеродоемким в сравнении с производством темных нефтепродуктов, исходя из чего трем крупнейшим заводам производителям светлых нефтепродуктов – АНПЗ, ПКОП и ПНХЗ – ежегодно приходится запрашивать дополнительные квоты, доказывая обоснованность такого запроса.

С целью дальнейшего обоснования по установке справедливого бенчмарка и сокращения дефицита квот на заводах КМГ, в 2023 году была проведена работа по расчету бенчмарков для светлых нефтепродуктов. В 2024 году планируется продолжение работ по согласованию и утверждению проекта новых бенчмарков в Министерстве экологии и природных ресурсов РК.

Расширение охвата отчетности по выбросам парниковых газов

В целях совершенствования отчетности по парниковым газам и улучшения системы управления выбросами парниковых газов по Группе компаний КМГ была проведена работа по инвентаризации косвенных выбросов парниковых газов Охвата 3 по 12 категориям, а также разработана методология сбора информации с целью ее последующей имплементации в Методику мониторинга и отчетности по выбросам парниковых газов КМГ. Ранее КМГ раскрывал информацию по выбросам Scope 3 только по категории № 11 «Использование проданных продуктов». Данная инициатива заложит основу для выработки стратегии взаимодействия с нашими поставщиками и потребителями в целях планомерного сокращения косвенных выбросов продукции, производимой КМГ.

Программа внутреннего углеродного ценообразования

В декабре 2022 года решением Правления АО НК «КазМунайГаз» утверждена Программа внутреннего углеродного ценообразования АО НК «КазМунайГаз», которая описывает международный опыт по внедрению механизма внутреннего углеродного ценообразования. В международной практике существует три вида внутреннего углеродного ценообразования:

  • внутренний углеродный сбор – установленная плата за тонну выбросов углерода для углеродоемких объектов с целью формирования перераспределения инвестиций на финансирование усилий компании по сокращению выбросов;
  • скрытая цена – теоретическая цена, которую компания готова оплачивать для реализации низкоуглеродных проектов. Данная цена определяет предельный потолок инвестиций для реализации низкоуглеродных проектов;
  • неявная цена – предполагает оценку стоимости тонны СО2-экв. в рамках затрат на сокращение выбросов парниковых газов и/или затрат на соблюдение государственных постановлений.

В соответствии с приказом председателя Правления АО «НК КазМунайГаз» в 2023 году созданной Рабочей группой по разработке механизма внутреннего углеродного ценообразования, в состав которой вошли представители всех заинтересованных структурных подразделений КМГ, был разработан механизм применения неявной цены на углерод в целях оценки финансовых издержек КМГ от углеродного регулирования.

В декабре 2023 года Правлением АО НК «КазМунайГаз» была утверждена обновленная Программа внутреннего углеродного ценообразования, в которой раскрыт механизм определения размера неявной цены и ее применение в рамках рассмотрения инвестиционных проектов. Применение механизмов внутреннего углеродного сбора и скрытой цены будет рассмотрено в последующие годы.

Кроме того, мы приступили к реализации ряда инициатив, направленных на улучшение отчетности, повышение инвестиционной привлекательности Компании и улучшение международных рейтингов.

Task Force on Climate-related Financial Disclosures

При поддержке Европейского банка реконструкции и развития в рамках подписанного в июне 2022 года меморандума о сотрудничестве, в 2023 году проект по внедрению климатической отчетности в соответствии с рекомендациями Целевой группы по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом TCFD (Task Force on Climate-related Financial Disclosures). Проект состоял из четырех этапов.

На первом этапе «Начальная диагностика» реализации Проекта был проведен анализ текущих практик бизнес-процессов КМГ в области декарбонизации и устойчивого развития на соответствие рекомендациям TCFD. Выполнен сравнительный анализ (бенчмаркинг) с целью определения и представления лучших секторальных практик в области раскрытия информации в соответствии с рекомендациями TCFD, в том числе определен лист климатических рисков с целью проведения более глубокого сценарного анализа их влияния на бизнес-модель АО НК «КазМунайГаз» в кратко- (до 2030 года), средне- (до 2045 года) и долгосрочной (до 2060 года) перспективе.

На втором этапе Проекта «Оценка рисков, сценарий изменения климата, анализы и стресс-тесты» был произведен анализ цепочки создания стоимости Компании для последующего анализа соответствующих ее сегментов на предмет подверженности климатическим рискам.

В рамках каждого сегмента цепочки создания стоимости (добыча, транспортировка, переработка), включая зарубежные активы Компании, определены для последующего сценарного анализа 30 стратегических активов в рамках 17 ДЗО. Далее для данных активов выполнен сценарный анализ по определению подверженности этих активов климатическим рискам при разных сценариях изменения температуры и регулирования со стороны уполномоченного органа.

По результатам анализа подверженности климатическим рискам были выполнены расчеты финансового воздействия данных рисков на основные финансовые показатели ДЗО и консолидированные финансовые показатели АО «КазМунайГаз», такие как чистая прибыль и EBIDTA margin. Далее активы Компании и соответствующие ДЗО были ранжированы в соответствии с их подверженностью основным климатическим рискам. При проведении анализа также учитывались возможности, связанные с энергопереходом, и соответствующие проекты декарбонизации, планируемые к реализации АО «КазМунайГаз» в рамках принятой ПНУР.

В ходе третьего этапа проекта был выполнен анализ мер по декарбонизации КМГ для более полного понимания текущих планов Компании. На базе проведенного анализа были представлены рекомендации в части методологии, по количественной оценке результатов реализации приоритетных мер по борьбе с изменением климата как для количественной оценки ex-ante, так и ex-post.

Количественные оценки ex-ante будут использоваться для стратегического планирования и определения приоритетов климатических действий, которые будут реализованы, в то время как количественные оценки ex-post будут использоваться для климатической отчетности КМГ. Предлагаемые методологии количественной оценки основываются на международных стандартах учета парниковых газов, таких как Протокол по парниковым газам. Также представлены рекомендации по пересмотру целей, уже установленных АО НК «КазМунайГаз» (целевой показатель выбросов парниковых газов на 2031 год и низкоуглеродные прогнозы на 2060 год), включая анализ расхождения с:

  • международными стандартами (например, SBTi рекомендует разработать краткосрочную цель на 5–10 лет начиная с года установления целевого показателя и долгосрочную цель не позднее 2050 года);
  • стандартами учета выбросов парниковых газов (например, GHG Protocol), включая границы и полноту данных.

Кроме того, предоставлены рекомендации по тому, как климатические цели КМГ могут быть лучше согласованы с международными стандартами (например, в отношении включения выбросов Охвата 3, как рекомендовано SBTi). На основании анализа представлены рекомендации в части дополнения списка мер по декарбонизации дополнительными мерами по смягчению последствий и адаптации КМГ для достижения своих климатических целей, снижения рисков и использования климатических возможностей. Этот список по большей части основан на мерах по энерго- и ресурсосбережению, а также на внедрении/инвестициях в возобновляемые источники энергии, уже определенных АО НК «КазМунайГаз».

В ходечетвертого и финального этапа проекта, суммируя результаты предшествующих этапов и проведенного анализа, разработан План действий по корпоративному управлению в области климата.

Выбросы парниковых газов

В июле 2023 года на площадке Carbon Disclosure Project опубликован Климатический опросник за 2022 год, который включает в себя данные об объемах прямых и косвенных выбросов парниковых газов по всем активам КМГ, включая дочерние организации в Румынии и Грузии.

Согласно отчету, по результатам 2022 года объем прямых выбросов углекислого газа в группе компаний КМГ составил 7,6 млн тонн СО2 (8,1 млн тонн СО2-экв). Данные в СО2-эквиваленте представлены с использованием коэффициентов потенциала глобального потепления IPCC Fifth Assessment Report (метан – 28, закись азота – 265). В расчет включены углекислый газ (CO2), метан (CH4), закись азота (N2O). Данные по прямым выбросам парниковых газов подтверждены заключениям независимых аккредитованных организаций по каждому ДЗО.

Информация за 2023 год будет раскрыта в отчете CDP в IV квартале 2024 года. При раскрытии информации мы придерживаемся принципа последовательности и сопоставимости. Мы непрерывно работаем над повышением полноты раскрытия информации.

С опросниками CDP можно ознакомиться по следующей ссылке: https://www.kmg.kz/rus/investoram/reporting-and-financial-result/.

Объем прямых выбросов парниковых газов (СО2) за 2023 год по Группе компаний КМГ составил 7,44 млн тонн СО2 (8,57 млн тонн СО2-экв).

Охват 1. Прямые выбросы

2021

2022

2023

Разбивка по направлениям деятельности

Добыча

млн т СО2 /млн т СО2-экв

2,2/4,3

2,4/2,8

2,33/3,44

Переработка

млн т СО2 /млн т СО2-экв

4,5/6,1

5,1/5,2

5,01/5,03

Транспортировка

млн т СО2 /млн т СО2-экв

0,2/0,2

0,1/0,1

0,1/0,1

Разбивка по странам

Казахстан

млн т СО2 /млн т СО2-экв

6,2/9,9

6,6/7,1

6,55/7,68

Румыния

млн т СО2 /млн т СО2-экв

0,7/0,7

0,9/0,9

0,88/0,88

Грузия

млн т СО2 /млн т СО2-экв

0,01/0,01

0,02/0,02

0,02/0,02

Разбивка выбросов по видам парниковых газов

СО2

млн т СО2

6,9

7,6

7,44

CH4

млн т СО2-экв

3,2

0,4

1,11

N2O

млн т СО2-экв

0,5

0,1

0,02

Охват 2. Косвенные выбросы (рыночный метод)

млн т СО2 /млн т СО2-экв

3,3/3,3

3,2/3,2

Информация будет раскрыта в IV кв. 2024 г. в климатическом опроснике CDP

Охват 2. Косвенные выбросы (географический метод)

млн т СО2 /млн т СО2-экв

3,3/3,3

3,3/3,3

Охват 3. От использования проданных Продуктов

млн т СО2 /млн т СО2-экв

61,9/62,1

61,6/61,8

ИНТЕНСИВНОСТЬ ВЫБРОСОВ СО2(тонн / 1 000 тонн добытого УВС)
ИНТЕНСИВНОСТЬ ВЫБРОСОВ CH4(тонн / 1 000 тонн добытого УВС)

Показатель интенсивности выбросов СО2 составил 114 тонн СО2 на 1000 тонн добытого углеводородного сырья, что на 3% ниже среднеотраслевого показателя Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP), который составляет 116.

Интенсивность выбросов СО2 к добыче УВС по сравнению с прошлым годом осталась неизменна.

Значительное увеличение интенсивности выбросов СH4 в сравнении с 2022 годом связано с изменением методологии расчета выбросов метана на национальном уровне. Приказом Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан 18.03.2024 были приняты дополнения и изменения к существующей методике расчета выбросов парниковых газов, в том числе и по метану были увеличены применяемые коэффициенты выбросов.

В своей деятельности Компания не осуществляет выброс озоноразрушающих веществ, которые влияют на изменение климата. Проводится периодический контроль и мониторинг.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Добыча

Транспортировка

Переработка

2021

2022

2023

2021

2022

2023

2021

2022

2023

Выбросы парниковых газов (ПГ)

Прямые выбросы ПГ (CO2, млн тонн)

2,2

2,4

2,3

0,2

0,1

0,1

4,5

5,1

5,01

Интенсивность выбросов ПГ (тонн CO2 на 1000 тонн УВС)

102

114

114

226

236

238

Сжигание ПНГ

Факельное сжигание (млн тонн CO2)

0,11

0,09

0,08

Интенсивность сжигания попутного газа (тонн на 1000 тонн добытого УВС)

2,1

1,5

1,4

Факельное сжигание (млн м3)

52,5

35,7

33,3