ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 2023

Практики закупок

Обеспечение эффективной закупочной деятельности со стремлением соответствовать принципам устойчивого развития является неотъемлемой частью деятельности КМГ, которая способствует достижению стратегических и операционных целей. Основными принципами закупочной деятельности Группы компаний КМГ являются соблюдение законодательных и внутренних требований, прозрачность закупок, развитие добросовестной конкуренции и предоставление равных возможностей для контрагентов. Вместе с тем КМГ осуществляет ряд инициатив в закупочной деятельности в поддержку отечественных производителей в рамках реализации Программы содействия модернизации действующих и созданию новых производств.

Приверженность устойчивым закупкам

Принципы в области устойчивого развития КМГ нашли отражение в осуществлении взаимодействия с контрагентами на основе законности и прозрачности, соблюдения условий договоров, неподкупности и нетерпимости к любым проявлениям коррупции, а также в отборе контрагентов на основе комбинации факторов: лучшей цены, качества и условий, деловой репутации контрагента.

При этом КМГ выдвигает, в свою очередь, встречные обязательства контрагентам по соблюдению требований применимого законодательства, справедливого отношения к сотрудникам, неиспользования детского труда, обеспечения безопасных условий труда, защиты окружающей среды и приверженности иным принципам этического поведения.

Данные условия включены в условия договоров, заключаемых КМГ с контрагентами, в целях соблюдения трудовых прав и создания благоприятных условий труда для граждан Республики Казахстан, защиты прав детей и соблюдения экологической безопасности. По мнению КМГ, данные меры помогут уменьшить количество случаев неправомерной деятельности компаний, сотрудничающих с КМГ.

Общий объем закупок

Общий объем годового плана закупок на 2023 год составил 1 231 млрд тенге без учета НДС (указана сумма без учета закупок с применением Особого порядка).

Одними из важных аспектов закупочной деятельности КМГ являются сокращение закупок из одного источника и увеличение доли конкурентных закупок. Конкурентные закупки проводятся путем открытого тендера, запроса ценовых предложений, электронного магазина и товарных бирж. По итогам 2023 года сумма конкурентных закупок годового плана закупок по Группе компаний КМГ составила 622 млрд тенге.

Сумма конкурентных закупок по заключенным договорам, млрд тенге, без учета НДС12

Год

Товары

Работы и услуги

Итого

Сумма

Доля, %

Сумма

Доля, %

Сумма

Доля, %

2021

162

15

285

27

447

42

2022

237

23

275

26

512

49

2023

302

25

320

26

622

51

12 К конкурентным закупкам относятся закупки путем открытого тендера, запроса ценовых предложений, электронного магазина и конкурентных переговоров.

Общий объем поставленных ТРУ, включая долгосрочные договоры закупок, и доля внутристрановой ценности

Год

Товары

Работы и услуги

Итого

Общая сумма (млрд тенге)

Доля внутристрановой ценности, %

Общая сумма (млрд тенге)

Доля внутристрановой ценности, %

Общая сумма (млрд тенге)

Доля внутристрановой ценности, %

2021

273

57

943

85

1 216

78

2022

410

58

1 290

90

1 700

82

2023

606

50

1 580

88

2 186

77

Справочно: общий объем поставленных товаров, работ и услуг, включая долгосрочные договоры закупок рассчитан без учета закупок, проведенных с применением особого порядка.

Наряду с этим за последний год доля конкурентных закупок составила 51 %, что свидетельствует о стремлении КМГ к обеспечению добросовестной конкуренции и целям устойчивого развития. Доля неконкурентных закупок способом из одного источника осуществляется в исключительных случаях, когда их приобретение конкурентным способом не представляется возможным.

Снижение доли внутристрановой ценности на 8% по товарам в 2023 году по сравнению с 2022 годом обусловлено закупом импортного дизельного топлива на 64 млрд тенге для обеспечения потребностей внутреннего рынка. По работам и услугам снижение на 2% произошло по причине выполнения работ по строительству 2-й нитки водовода «Астрахань-Мангышлак» на сумму 99 млрд тенге с низкой долей внутристрановой ценности по трубной продукции. Низкая доля внутристрановой ценности по трубной продукции обусловлена отсутствием у единственного производителя ArcelorMittal Tubular Products Aktau производственной мощности на весь объем по проекту.

Предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков

Совершенствование закупочной деятельности с учетом требований и стандартов казахстанской и международной практики является одной из приоритетных задач для КМГ. Действенным инструментом решения данной задачи является реализация механизма проведения предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков.

Предварительный квалификационный отбор (ПКО)13 – процесс оценки потенциальных поставщиков на предмет соответствия квалификационным требованиям, определенным в соответствии с Порядком осуществления закупок, осуществляемым посредством анкетирования и аудита.

13Потенциальные поставщики, прошедшие процедуру ПКО, по решению комиссии квалификационного органа включаются в Реестр квалифицированных потенциальных поставщиков, размещенный в открытом доступе на портале закупок АО «Самрук-Қазына».

Основными целями ПКО являются выявление квалифицированных, надлежащим образом отобранных поставщиков, повышение эффективности закупок ТРУ для нужд портфельных компаний АО «Самрук-Қазына».

За период 2020–2023 гг. комиссией АО «Самрук-Қазына» по вопросам предварительного квалификационного отбора утверждены 24 категории товаров, работ и услуг для проведения закупок дочерними и зависимыми организациями КМГ способом открытого тендера среди потенциальных поставщиков, прошедших процедуру ПКО.

Дополнительно в 2023 г. КМГ разработаны и направлены в Квалификационный орган, квалификационные критерии по 16 категориям ТРУ для проведения ПКО. В настоящий момент данные категории находятся в процессе согласования и утверждения комиссией АО «Самрук-Қазына» по ПКО.

ПРОЦЕДУРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КВАЛИФИКАЦОННОГО ОТБОРА ПОСТАВЩИКОВ

Категорийные закупки

Управление категориями закупок является процессом выработки комплексного подхода к снижению затрат, связанных с закупочной деятельностью и использованием товаров, работ и услуг, включенных в приоритетные категории.

Категоризация осуществляется путем объединения товаров, работ и услуг в категории закупок по общим признакам предмета закупки и (или) единого рынка потенциальных поставщиков. Категории могут включать как одно, так и несколько наименований товаров, работ и услуг. В качестве приоритетных определяются категории с высоким уровнем затрат, критичности, потенциалом экономии и управляемостью.

Категорийное управление позволяет увеличить потенциал экономии за счет более детального анализа путем разработки и утверждения закупочной категорийной стратегии. Данная стратегия определяет оптимальный подход к закупке товаров, работ и услуг, исходя из максимизации выгод в долгосрочной или краткосрочной перспективе.

Категорийное управление позволяет значительно снизить затраты на приобретение и использование товаров, работ и услуг за счет применения стратегического планирования, детального анализа закупаемых товаров и услуг и расчетов совокупной стоимости владения, а также за счет кросс-функционального взаимодействия с различными структурными подразделениями бизнеса. Данный метод снабжения эффективен тем, что позволяет обеспечить как качество, так и прозрачную цену, работая с надежными производителями и поставщиками.

ОБЪЕМ И ВЫГОДЫ КАТЕГОРИЙНЫХ ЗАКУПОК, МЛН ТЕНГЕ

Показатель

2021

2022

2023

Объем категорийных закупок

109 447,54

93 618,92

115 545,2

Выгоды категорийного управления закупками

13 109,53

8 435,32

7 534,6

Импортозамещение

Будучи компанией, представляющей интересы государства в нефтегазовой отрасли, КМГ ведет активную работу, связанную со стимулированием импортозамещения в закупках в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» (Порядок заключения и исполнения офтейк-контрактов (Программы содействия созданию новых производств) (далее – Программа).

Основной целью Программы является поддержка частных предпринимателей, инициирующих новые производства, а также технологическое перевооружение с целью выпуска импортируемой продукции, востребованной компаниями АО «Самрук- Қазына».

Механизм офтейк-контрактов предусматривает реализацию импортозамещающих проектов с отлагательным условием приобретения и поставки товаров, производство которых будет налажено на территории Республики Казахстан в результате реализации проекта.

ПО СОСТОЯНИЮ НА 31 ДЕКАБРЯ 2023 ГОДА ДОЧЕРНИМИ И ЗАВИСИМЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ АО НК «КАЗМУНАЙГАЗ» ЗАКЛЮЧЕНО 64 ОФТЕЙК-КОНТРАКТА НА ОБЩУЮ СУММУ 1,68 МЛРД ТЕНГЕ.

Год

Количество

Сумма (млн тенге)

2021

49

388

2022

56

791

2023

64

1 687

Дополнительно в 2023 году в соответствии с пунктом 6 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 16 сентября 2023 года № 353, разработаны и утверждены новые KPI (КПД) для организаций КМГ на 2024 год по достижению «доли офтейк-контрактов в закупках товаров» в размере 10 %.