Этика и добросовестность
Ценности, принципы, стандарты и нормы поведения
Обеспечение высокого уровня корпоративной ответственности является важнейшим принципом работы Компании. Корпоративная ответственность предполагает прозрачное и этичное поведение, которое вносит вклад в устойчивое развитие и согласуется с законодательством и международными нормами поведения. Деятельность Компании в этой области носит системный характер, в связи с чем в 2023 году проведен ряд мероприятий, направленных на формирование антикоррупционной культуры.
Деятельность КМГ основана на следующих корпоративных ценностях:
- Справедливость
- Лояльность
- Развитие
- Безопасность
- Ответственность
Так как в основе деловых взаимоотношений КМГ с акционерами, работниками, дочерними и зависимыми организациями, государственными органами, партнерами, иными заинтересованными лицами как при принятии деловых решений, так и в повседневных ситуациях лежат гармоничное сочетание интересов, взаимное уважение, доверие, ответственность и соблюдение прав и обязанностей каждой из сторон, Компания неукоснительно следует положениям Кодекса деловой этики АО НК «КазМунайГаз».
Кодекс является открытым документом и свободно распространяется среди деловых партнеров КМГ и любых других заинтересованных лиц. Он также размещен на сайте Компании в разделе «Корпоративные документы»: https://www.kmg.kz/ru/sustainable-development/corporate-governance/corporate-documents/.
Механизмы обращения за консультацией о неэтичном поведении
В целях профилактики соблюдения прав работников организованы конфиденциальные и доступные средства информирования в режиме реального времени обо всех фактах противоправных действий как со стороны работников, так и третьих лиц.
Любой работник Группы компаний или иное лицо в случае появления сомнений в правомерности действий других работников, контрагентов или иных лиц, которые взаимодействуют с КМГ и его ДЗО, может сообщить об этом руководству, своему непосредственному руководителю, в Службу Омбудсмена и в Службу комплаенс.
Данные сообщения могут быть переданы по следующим каналам и средствам связи, обеспечивающим конфиденциальность.


Все работники Компании, должностные и иные заинтересованные лица вправе обратиться к Омбудсмену. Одна из основных функций Омбудсмена – обеспечение соблюдения должностными лицами положений Кодекса деловой этики, контроля соблюдения справедливости и интересов всех работников.
За 2023 год в адрес КМГ в кол-центр инициативного информирования «Нысана» поступило 223 обращения по вопросам безопасности, нарушения прав и законных интересов работников, социально-трудовых конфликтов. На все обращения были даны своевременные ответы, 12 обращений были рассмотрены с выездом в регионы.
Контакты горячей линии размещены на корпоративном сайте КМГ на государственном, русском и английском языках. Аналогичные сведения имеются на сайтах ДЗО.
Горячая линия представляет собой канал информирования о предполагаемых нарушениях законодательства и/или Кодекса деловой этики, случаях коррупции, мошенничества, а также несанкционированного разглашения конфиденциальной и инсайдерской информации. Все обращения, поступающие на горячую линию, фиксируются в электронном журнале.
Процесс регистрации поступающих обращений и предоставления ответов заявителю полностью автоматизирован, и все обращения от оператора горячей линии поступают на рассмотрение комплаенс-офицерам Группы компаний КМГ в режиме реального времени. Система позволяет также самостоятельно создавать обращения, отписывать их на исполнение сотрудникам комплаенс-служб, указывать статусы и комментарии, прикладывать файлы и выгружать аналитику.
Служба комплаенс имеет возможность анализировать качество рассмотрения обращений комплаенс – службами ДЗО.
В целях повышения эффективности профилактики и предупреждения правонарушений, совершенствования взаимодействия и обеспечения обратной связи с работниками Компании и третьими сторонами (юридическими и физическими лицами), а также для защиты законных прав и интересов в КМГ и ДЗО:
- Все сообщения, в том числе анонимные, принимаются и обрабатываются операторами, далее передаются в Службу комплаенс КМГ, которая обеспечивает их конфиденциальное рассмотрение.
- На ежеквартальной основе Служба комплаенс доводит информацию о результатах рассмотрения поступивших обращений Комитету по аудиту и Совету директоров КМГ.
За 2023 год на горячую линию поступило 84 обращения. В Компании наблюдается уменьшение количества жалоб по сравнению с 2022 годом на 23 %. Данная динамика свидетельствует об улучшении процесса урегулирования конфликтов и жалоб в КМГ и его ДЗО.
Относительно проводимой работы с ДЗО КМГ стремится ускорить процессы интеграции предприятий в корпоративную культуру, внедряя функции на местах и формируя комплаенс-программы с учетом специфики предприятия. Вместе с тем благодаря обращениям, поступившим на горячую линию, удалось урегулировать и вопросы, не связанные напрямую с противодействием коррупции и мошенничеством. Так, например, на горячую линию поступали обращения, связанные с нарушением делового поведения, злоупотреблением должностными полномочиями. Все поступившие обращения были рассмотрены в установленные порядок и сроки, с принятием соответствующих мер, снижающих вероятность повторения аналогичных ситуаций в будущем и уведомлением заявителей о результатах рассмотрения.
Обращения от граждан также поступают посредством «e-Otinish», что позволило минимизировать анонимные обращения с неподтвержденной информацией, зачастую направленной с целью дискредитации того или иного лица ввиду личной неприязни или конфликта. Общее количество обращений, полученных за 2023 год 1795 обращений (КЦ и ДЗО) (за 2022 год – 832).
В Группе компаний КМГ подразделения корпоративной безопасности проводят комплексную работу по обеспечению соблюдения прав работников и иных лиц. При этом строго руководствуются законодательством Республики Казахстан и международными нормативными актами, а также общими корпоративными и внутренними документами АО «Самрук-Қазына», КМГ и ДЗО.
В целом руководство КМГ и ДЗО уделяет серьезное внимание вопросам соблюдения прав человека, на постоянной основе проводит работу по совершенствованию данного направления деятельности.
Противодействие коррупции
КМГ строит свой бизнес на принципах законности, добросовестности и этичности. Компания строго соблюдает права человека, предпринимает все возможные действия для предотвращения коррупции, заботится о безупречной репутации и стремится к внедрению высоких международных стандартов в области этики.
В КМГ функционирует Служба комплаенс (далее – Служба). В зону ответственности Службы входит исключение имеющихся рисков, связанных с возможностью совершения работниками коррупционных правонарушений в рамках трудовой деятельности. Оставаясь самостоятельным направлением деятельности Компании, Служба интегрирована со всеми бизнес-подразделениями КМГ.
В целях соответствия стандартам этичного поведения и добросовестного ведения бизнеса в КМГ проведена работа по обновлению существующих внутренних документов по вопросам комплаенса. В 2023 году актуализированы Правила внутреннего контроля АО НК «КазМунайГаз» для разграничения прав доступа к инсайдерской информации и недопущения возможности неправомерного использования такой информации инсайдерами.
В отчетном периоде Службой осуществлен внутренний контроль за распоряжением и использованием инсайдерской информацией.
Для соответствия стандартам этики и добросовестного ведения бизнеса Служба проверяет контрагентов Компании. Это помогает пресечь заключение договоров с ненадежными партнерами, снизить риски непоставки товаров, невыполнения работ или неоказания услуг.
Также осуществляются проверки кандидатов на занятия вакантных должностей в КМГ, связанных с исполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций. Одним из условий принятия на работу стали психологические проверки и тесты на полиграфе (детектор лжи) для соискателей, которые будут заниматься закупочными процедурами.
Другое важное направление работы специалистов комплаенс – внутренний анализ коррупционных рисков, который является одной из системных мер противодействия коррупции, по его результатам выявляются причины и условия, способствующие коррупционным правонарушениям, а также недостатки в бизнес-процессах Компании.
Так, в 2023 году проведен внутренний анализ коррупционных рисков в КЦ КМГ и в 23 ДЗО. По результатам анализа разработаны рекомендации и планы по их исполнению. За отчетный период отсутствуют подтвержденные случаи коррупции.
В Группе компаний АО НК «КазМунайГаз» автоматизирована и введена в промышленную эксплуатацию система по декларированию конфликта интересов Compliance Control. В отчетном периоде проведено масштабное раскрытие работниками Группы информации о наличии/отсутствии ситуаций конфликтов интересов.
В отчетном периоде проведены мероприятия, направленные на формирование антикоррупционной культуры в Компании, в том числе с участием высшего руководства и представителей Антикоррупционной Службы.
В сентябре 2023 года совместно с Антикоррупционной службой проведено обучение работников и должностных лиц эффективным методам противодействия коррупции в КЦ КМГ. Также в отчетном периоде проведены обучающие мероприятия по антикоррупционной тематике в следующих ДЗО: АО «Эмбамунайгаз», АО «КазТрансОйл», ТОО «KMG Systems & Services», АО НМСК «Казмортрансфлот», ТОО «KMG Barlau», ТОО «КМГ Кумколь», ТОО «KMG PetroChem», ТОО «KMG Drilling & Services», ТОО «АНПЗ», ТОО «КМГ Инжиниринг», ТОО «Ak Su KMG», ЧКОО «КМГ Кашаган Б.В.».
Служба комплаенс поддерживает развитие профессиональных компетенций и повышение квалификации комплаенс-специалистов Группы компаний КМГ.
С 5 по 8 декабря 2023 года комплаенс-офицеры Группы КМГ прошли тренинг на тему «Антикоррупционный комплаенс в частном секторе», проведенный Советом Европы при поддержке НПП РК «Атамекен», а сегодня в командах комплаенс есть специалисты, имеющие профессиональные сертификаты в области комплаенс, выдаваемые международными и национальными профессиональными организациями в области комплаенс.
АО НК «КазМунайГаз» на постоянной основе проводит непрерывную работу по развитию, улучшению и совершенствованию комплаенс-системы в целях повышения эффективности контроля соответствия внутренних и внешних правил и нормативных требований.